ПОЛЬША
Япония избежала почти повального в 20-30-е годы увлечения безбашенными танкетками, избрав в качестве машин разведки и охранения малые танки. Прототип малого танка «2592» (нередко именуется «танкеткой 92 ТК») был построен фирмой «Исикавадзима Дзидоша» в 1932 году и имел компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус — клепаный, с большим углом наклона лобового листа. Механик-водитель размещался в выступающей рубке впереди справа, командир — в пулеметной башне. Посадка и высадка экипажа производились через дверь в задней стенке корпуса.
Имелся и люк в крыше клепаной башни. Механик-водитель на марше выглядывал из верхнего люка рубки, при этом башню приходилось отворачивать влево. Смотровые лючки механика-водителя располагались в переднем и бортовых листах рубки, командира — в корме башни. В башне в шаровой опоре крепился 6,5-мм пулемет. Имелись и отверстия для стрельбы из личного оружия. Двигатель располагался слева от механика-водителя. Выхлопная труба выводилась назад вдоль левого борта, здесь же находилась и решетка радиатора. Для обслуживания двигателя и трансмиссии служили большие люки в верхнем лобовом листе. Танк оснащался фарой и звуковым сигналом.
В 1933 году «Токийская компания газовых и электрических двигателей» ( «Токио Гасу Дэнки», впоследствии «Токио Дзидоша» и «Хино Дзидоша») построила модернизированный образец танка, принятый на вооружение под обозначением «2594» ( «94», упоминается также как «Хокай Сенша»). Его производством занимались также компании «Мицубиси Дзукогио» и «Кобэ Сейкошо».
На малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1933 году японским инженер-майором (впоследствии — генерал-майором) Томно Хара, наиболее известным из японских танкостроителей. Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны с двуплечими рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески (в дальнейшем — «типа Хара»), сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, использовалась на большинстве японских серийных танков 30-40-х годов.
С 1937 года танки выпускались с измененной ходовой частью: направляющее колесо было увеличено в диаметре, лишено зубчатых венцов, подвешено на балансире и опущено на землю для увеличения опорной поверхности. Одновременно танки перевооружили 7,7-мм пулеметами. На части машин пулемет заменили 37-мм пушкой по образцу нового танка «2597». Малый танк «94», известный под прозвищем «карапузик», был небольшой, довольно подвижной, но очень тесной машиной. Его боевая служба продолжалась до 1943 года.
Добавлено (31.10.2009, 09:44)
---------------------------------------------
7TP
В начале 30-х годов поляки закупили в Великобритании около 50 легких танков «Виккерс 6-тонный». В результате ряда усовершенствований появился легкий танк 7ТР, который строился с 1935 по 1939 год. Первая модель весила Эти имела две башни, в которых устанавливалось по пулемету. Толщину корпуса довели до 17 мм, а башни — до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «браунинг» калибра 7,62 мм.
В качестве силовой установки вместо английского карбюраторного двигателя «Армстронг-Сиддли» использовался дизель «Заурер» мощностью 111 л. с. В связи с этим пришлось изменить конструкцию корпуса над силовым отделением. Следующая модель имела одну башню шведского производства с 37-мм пушкой «Бофорс» и курсовым пулеметом калибра 7,92 мм. В связи со сложностью поставок башен из Швеции было построено небольшое количество танков этой модели. Последняя модель — 7ТР улучшенный — имела более мощное бронирование, башню с кормовой нишей и усиленную подвеску. Однако в серийное производство этот танк не пошел.
На смену легкому танку 7ТР должен был прийти колесно-гусеничный танк 10ТР, первый прототип которого был построен в 1937 году. Он оснащался подвеской Кристи и американским 12-цилиндровым двигателем «Ла Франс» мощностью 213 л. с., который позволял развивать на гусеницах скорость 50 км/ч. При движении на колесах, в роли которых выступали опорные катки, как на танках Кристи, скорость увеличивалась до 70 км/ч. 10ТР имел туже башню, что и 7ТР, но располагал еще одним пулеметом, который устанавливался в корпусе.
Средний танк 14ТР также оснащался подвеской Кристи, но без гусениц передвигаться не мог. На нем устанавливался немецкий 12-цилиндровый двигатель «Майбах», который позволял развивать на дороге скорость 50 км/ч. Боевая масса танка составляла 14 т. Как и 10ТР он так же не пошел в серийное производство.
К моменту захвата Польши немцами в 1939 году польская армия располагала 169 танками 7ТР, 50 танками «Виккерс 6-тонный», 67 легкими танками «Рено» FT-. 17, оставшимися еще с первой мировой войны, 53 легкими танками «Рено» R-35 (которые были переброшены в Румынию, не приняв участия в боях), приблизительно 700 танкетками TK/TKS, 100 различных бронированных машин. Имея противника в лице более чем 3000 немецких танков, большая часть польской бронетанковой техники очень быстро была уничтожена, а то, что уцелело, попало в руки немцев.